Вам должно быть известно, что некоторые страны значительно превосходят нас по методам и формам обучения. Так, к примеру, в снежной Норвегии, что бы не отрывать детей от привычных мест проживания, внедрили смешанную форму обучения. Дети дистанционно смотрят и изучают видеоролики (не видеоуроки). Схема их просмотра детально описана в рекомендациях. После чего они выполняют ряд домашний заданий по темам. А один раз в семестр ученики небольшими группами съезжаются для проведения контрольного тестирования, где им и выставляются оценки за изученный материал. После чего все дети разъезжаются домой на каникулы, а не сдавшие тестирование остаются на дополнительные индивидуальные занятия.
Насколько мне известно, таких неуспевающих крайне мало, практически нет вообще. Потому что дети, не понимающие предмет, имеют возможность еще дома, в процессе дистанционного обучения, в любой момент связаться со своим преподавателем и онлайн получить ответы на все возникшие вопросы. Широко также практикуется схема, когда более сильные ученики помогают свои одноклассникам понять урок. Поскольку преподаватель в этих случаях присутствует в сети и может оценить, а если нужно и поправить сам процесс такого «урока», преуспевающие ученики с превеликим удовольствием помогают слабым. Так как в этом случае преподаватель – куратор чаще всего ставит им онлайн зачет и необходимость приезжать на тестирование отпадает. А это дополнительное время отдыха ученику, которое они не редко используют для интересных поездок с родителями. Исключение лишь составляют итоговые тестирования по окончанию учебного года. Да и то … лучшие ученики всегда проходят его в первой группе, раньше всех. Остальным же дается время для закрепления знаний и они приезжают позже.
Почему предлагают детям не видеоуроки, а отобранные преподавателем видеоролики? Я думаю потому, что есть много учителей с достаточно хорошими знаниями предмета, но у них отсутствует талант красиво и понятно детям преподнести материал. Да и к тому же не всегда можно на пальцах пояснить то, что можно доходчиво показать в ролике. Простейший пример: попробуйте ребенку 3 лет доходчиво пояснить, кто такой бегемот. А в видеоролике это не составляет никакого труда. Согласны?
Ниже 2 ссылки на ролики по одной и той же теме геометрии. В первом – преподаватель, уверен, не плохая и уважаемая, целых 18 минут ведет урок. Мне, взрослому инженеру с отличными знаниями математики, не удается следить за «полетом ее мысли». И членам моей семьи, аналогично. Смотрим: https://www.youtube.com/watch?v=L1z_f_JrO_I
А вот второй ролик. Он длится втрое меньше по времени, но… даже пятиклассница Настя все великолепно поняла. Сравните сами: https://www.youtube.com/watch?v=5JmMlFVnHe4
У этого видеоролика недостаток лишь один: он на русском языке. Не проблема. Настя в свои 11 лет без проблем загоняет его в простейший видеоредактор и накладывает свой украинский текст. Текст же – «слепой» перевод с русского, ничего менять не нужно. Загонять этот ролик в ютуб не стоит, что бы не нарушать авторских прав. А вот некоммерческое ограниченное использование законом не запрещено. Если же учителя не могут произвести такую простейшую процедуру, нужно учить, это не сложнее набора текста в Ворде.
А вот по урокам Географии, к примеру, сделать перевод фильма сложнее. Думаю, что тут нужно напрягать дядей на верху. Однако материал, к примеру в этом ролике, автор преподнес настолько великолепно, что вопрос языка можно временно и отодвинуть. Просто нужно внести некоторые дополнения с терминами на украинском языке и требовать от учеников отвечать урок уже на рідній мові. Итак… смотрим и восхищаемся.
https://www.youtube.com/watch?v=04a6gBeftbY
А теперь скажите мне, какой учитель сможет изложить предмет у доски на пальцах столь красиво и понятно. Уверен, что все ученики будут смотреть видео c куда большим внимание, чем слушать сухой рассказ даже ОЧЕНЬ хорошего преподавателя. А про то, что материал они усвоят НА МНОГО ЛУЧШЕ, даже не стоит сомневаться.
Я в школе не был отличником. Технические предметы знал на твердую четверку, а вот с историей, и особенно с литературой, были серьезные проблемы. Однако … сегодня я прочту на память «у лукоморья дуб зеленый…» практически полностью. Отлично знаю многое из Есенина. Прочитал сотни книг известных зарубежных авторов. Я читаю то, что мне интересно. А разве не интересны «Затерянный мир» или « Точка обмана». «Черный обелиск» или «Берег Слоновой Кости». А читать Виктора Суворова куда более интересно и поучительно, чем Антона Чехова. Это печальная история нашей страны, это мир, в котором выросли наши родители. Нет, я не против Чехова. Но его нужно преподнести детям так, что бы им это было интересно читать. А моя школьная учительница не смогла достойно преподнести даже сказки Пушкина. А подросткам не донести Есенина, это … гнать со школы нужно. «О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой…» «Коль гореть, так уж гореть сгорая.» Семнадцатилетним девушкам и юношам ты не смогла открыть глаза на Есенина? У меня не хватает слов выразить к ней свое призрение.
Сегодня мне за 60. Огромная жизненная школа. Я многое видел, много где побывал. Я достаточно многого достиг. И с полной уверенностью и ответственностью могу сказать: нет плохих учеников, есть плохие учителя. И никогда вы не заставите двоечника Петю слушать нудные уроки математики. Но что удивительно? Я был свидетелем, когда делали разметку дачных земельных участков и вместо прямоугольников «понарезали» трапеции. Им не чем было вымерять прямой угол. А один сантехник взял рулетку и напомнил всем этим толстопузым дядям теорему Пифагора. Что если на одной стороне отложить 3 метра, а на другой 4 метра, то длинна гипотенузы должна быть 5 метров. И в этом случае угол у вершины треугольника будет четко 90 градусов. Так кто из них двоечник?
Сколько я видел отличников неудачников. Закончил институт с красным дипломом и всю жизнь в отделе на минималке. Сколько хорошистов спились, по несколько жен поменяли. А троечник открыл свою автомастерскую, к нему очередь на пару месяцев расписана. И дом себе построил, и машина не плохая, жена умничка, дети воспитанные и не глупые. С семьей по три раза в год отдыхают на турецких курортах. Не пьет и не курит при этом.
Так чему, уважаемые педагоги, мы детей в школе учим? Смотрел вчера у крестницы онлайн урок. Учительница уже укоренилась в образе гестаповского надзирателя. Ее основное требование: – молчать и слушать!!! Весь материал, что она изложила за урок, можно прочесть в Интернете за 5-7 минут. Так может не нужно детям битой в мозги знания вбивать? Дайте им ссылку на нормальный ресурс, а потом проведите простейшее тестирование, как они усвоили материал. Проще, эффективнее и нервы у всех остаются не потрепанные.
Пройдет еще 5-7 лет максимум и обычные методы обучения уйдут в историю. Сегодня в каждом доме компьютеры, Интернет. С каждым годом становится все больше онлайн школ. Сегодня их в Украине уже более десятка, в них учатся тысячи детей. Они платные, но … не нужно каждое утро куда то тащить портфель. Не нужно покупать массу одежки, что бы выглядеть круче подруг. Нет контакта с дебильными одноклассниками, нет курцов по туалетам, нет преподавателей грубиянов. И многих других «прелестей» совдеповских все еще школ. Зато остается масса времени на занятия по интересам. Есть время ходить и на танцы, и в кружки различные, и в спортивные секции. И главное, подросток учится сам управлять своим временем, самостоятельно планировать день. Самостоятельно и ответственно принимать решения, добиваться цели. И кнут в нашей вчерашней школе это не элемент воспитания. Это элемент подавления личности. Я жил рядом с семьями норвежцев, самых обычных работяг. И уровень детской преступности у них практически нулевой. Сегодня не каменный век, где место под солнцем завоевывалось исключительно с помощью кулака или камня в руке. Уровень насилия в Норвегии сведен до минимума. А курящих подростков я не встречал вообще.
Так может и нам уже пора меняться. Уходить от медвежьего поведения.